Игра и речь

В минувшую среду, 18 января, на очередном занятии «Школы для родителей» состоялась встреча родителей и детей пятого года жизни с логопедом по теме: «Игра и речь». Родители вместе с детьми разучивали новые интересные игры. Они познакомились с играми, которые способствуют расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи и связной речи, фонематического восприятия, мелкой моторики.
      Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, котораязаключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д. У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков «Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. Для того чтобы преодолеть речевые нарушения, помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением необходимы ежедневные упражнения. Все дети очень любят играть, поэтому если речевые тренировки превратить в игру, то результат будет и более эффективным, и ребята будут заниматься с удовольствием.
Например, «Я знаю три слова». Для этой игры понадобится мяч. Игроки по очереди кидают мяч об пол и называют три слова на одну тему:  птицы, игрушки, продукты,  рыбы, насекомые, цвета и т.д. Если у ребенка еще не очень хорошо, получается стучать мячом о землю,  можно катать мяч сидя друг напротив друга.
Игра «Назови одним словом». Для игры используются карточки с предметами. Покажите ребенку карточку и предложите назвать изображенные предметы, одним словом. Можно играть и без карточек:  сначала перечислить все предметы, а затем назвать одним словом. Например: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей). Как можно их назвать одним словом? (птицы)».
Игра «Скажи наоборот»: игроки по очереди называют друг другу слова, противоположные по значению.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ….низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ….близко.
Теперь скажу я слово трус, ответишь ты …храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец).
        Речевые игры не требуют много времени и особой подготовки. Играть в слова можно пока вы одеваете ребенка, во время прогулки, когда идете в детский сад, сидите в очереди на прием к педиатру, готовите обед или ложитесь спать. Переоценить значимость речевых игр для развития ребенка невозможно. Они развивают не только речь, но и мышление, фантазию, быстроту реакции, память и другие психические процессы.К тому же, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения. Благодаря таким играм речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативнойречи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.              

Учитель-логопед Бондаренко А.П.