Советы учителя-дефектолога

КАК ЗАПОМНИТЬ СОСТАВ ЧИСЛА ДОШКОЛЬНИКУ

Школьная программа требует от первоклассника автоматического решения примеров на сложение и вычитание в пределах сначала первого, а затем и второго десятка. Чтобы избежать этих проблем, лучше всего начать подготовку заранее, еще в старшем дошкольном возрасте,  для этого надо построить работу по запоминанию состава чисел так, чтобы она была наглядной и понятной для ребенка.

Вам понадобятся

— самодельные пособия-таблицы с составом чисел;
— счетные палочки.

Инструкция:

1.Нарисуйте на листах бумаги домики в несколько этажей, на каждом этаже которого по две квартиры (окошка). На крыше домика вместе с ребенком напишите число и поясните, что это число на крыше — хозяин дома, который разрешает поселить на одном этаже только то количество жильцов, которое соответствует числу-хозяину. Для начала используйте для «расселения» счетные палочки или спички — это более наглядно, чем просто написанные цифры.

2.Заполните сами этажи первого домика, а затем поставьте эту задачу перед ребенком — он должен сам постараться расселить жильцов. Пусть одновременно ребенок проговаривает нужное количество, рассуждая примерно так: «Хозяин дома — число 6, если в одной квартире на этаже живет 2 жильца, то в другой должно жить 4».

3.Меняйте количество жильцов от этажа к этажу и повторяйте с ребенком новые комбинации чисел. В домике с хозяином 6 будут комбинации 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.

4.Перейдите от счетных палочек или спичек к написанным числам. Это труднее для детей, поэтому терпеливо повторяйте упражнение.

5.Постепенно усложняйте задание. Закрывайте один столбик окон и проговаривайте с ребенком соседей чисел. Так, если в домике с хозяином 8 на этаже живет 3, то его сосед будет 5. Постепенно ребенок сам сможет называть нужные числа.

6.Вместо домиков нарисуйте цветок, в сердцевине которого написано какое-либо число, а каждый лепесток поделен на две части. Чем большее число в середине цветка, тем большее количество лепестков должно быть — по числу возможных вариантов состава. В каждой части лепестка напишите числа, дающие в сумме число сердцевины. Предложите ребенку продолжить заполнять лепестки числами.

7.Приводите ребенку бытовые примеры простых задач типа «в раковине стояло 6 тарелок, мама помыла 4 из них, сколько еще тарелок надо вымыть?»

 

Comments are closed.