Семинар-практикум для родителей «Скоро в школу»

В сентябре, в МАДОУ «Детский сад «Колобок»  прошли родительские собрания в подготовительных группах №9 и №25 на  тему «Скоро в школу». Для проведения собрания была приглашена педагог-психолог Зянгильдяева М.Ю.  Главной целью наших собраний было расширить представления родителей о готовности детей к школе.  Необходимо было помочь родителям осознать собственные переживания, связанные с поступлением ребенка в первый класс, в каких ситуациях могут оказаться дети, и, как подготовить ребенка, чтобы ребенок успешно справлялся с трудностями.

Родители поделились своими переживаниями: «мой ребенок неусидчивый», «несамостоятельный», «страшно оставлять одного дома», «не знаю, как один будет ходить в школу», «как будет переходить дорогу» и т.д.  Также родители рассказали о своем представлении о готовности к школе. Некоторые родители думают, что для успешного обучения в школе, ребенка нужно научить читать и считать, тогда он будет хорошо учиться, другие не придают особого значения подготовке, «все учились и мой ребенок будет учиться», а третьи водят дошкольника на дополнительные развивающие занятия.

Но, даже если дошкольник научится читать и считать, то это не гарантирует успешное обучение. А то, что плохо развита моторика пальцев, что недостаточно сформированы память, внимание, логическое мышление, у многих детей проблемы с развитием речи, быстрая утомляемость — не принимается в расчет. Многие дети не могут удерживать внимание 15-20 минут, а ведь в школе урок длится 45 минут. Что же можно сделать за год до школы?

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А у дошкольников плохо развита мелкая моторика, дети неправильно держат карандаш и ручку. А ведь при неправильном захвате, рука малыша будет перенапрягаться, и ребенок будет быстро уставать. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. В наше время, увлечение гаджетами лишают кисти ребенка необходимых ощущений и не дают нормально развиваться, плохо это сказывается и на координации движений. Для развития мелкой моторики можно использовать различные пальчиковые гимнастики, игры с крупой, пуговицами, бусинками и другими мелкими предметами. Также можно использовать вырезание ножницами, оригами и плетение, лепку из пластилина, различные шнуровки, рисование и раскрашивание.

Обратите внимание на здоровье ребенка, ведь ему придется ежедневно выдерживать учебные нагрузки. Если есть проблемы со здоровьем, постарайтесь их решить. Если ребенок будет делать гимнастику, ходить в секцию, принимать закаливающие процедуры, то,  вы дадите малышу определенный ресурс для успешной адаптации.

Конечно, важна и интеллектуальная готовность, но умение считать и читать, не является показателем готовности к школе, важно «слушать и слышать», важно уметь классифицировать, обобщать, анализировать, сравнивать, а также рассуждать и   логически мыслить. Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка — задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Коммуникативная  готовность – это умение настроиться на работу и сотрудничать с учителем, умение попросить помощь у взрослого. Важно уметь действовать по образцу и выполнять задание по строго установленным правилам.

Мы знаем, что многие дети не хотят идти в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Тогда и дошкольник не будет тревожиться. Совсем не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Еще одним критерием готовности к школе, является волевая готовность, которая предполагает умение ставить цель и достигать ее, намечать план действий, уметь преодолевать трудности. Если дома у ребенка будут обязанности, которые он должен выполнять ежедневно без напоминаний, это сформирует дисциплинированность и ответственность. Многие родители включают своих детей в домашнюю работу, они моют посуду, пылесосят, поливают цветы. Но главное для ребенка, самому самостоятельно, без напоминаний мамы или папы, знать что нужно сделать. Для этого можно сделать график выполнения обязанностей – это поможет дошкольнику, помнить про свои конкретные обязанности, а в будущем научит планировать свою работу.

Важно помнить, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение будет успешнее, если он будет уверен в своих силах. А для этого необходимо отмечать достижения, а не выделять недостатки, хвалить за успехи, а не ругать за ошибки. Будьте любящими и понимающими. Ребенок охотно делает то, что у него хорошо получается. Ваше терпение и любовь помогут вашему малышу.

 

 

Педагог-психолог Марина Юрьевна Зянгильдяева