Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста можно начать с объяснения, что товары в магазине мы получаем за деньги. Деньги же не даются просто так — их человек зарабатывает, когда создает что-то полезное. Посчитайте, сколько вы зарабатываете за час и объясните ребенку: чтобы купить дорогую игрушку, папе и маме потребуется провести на работе несколько часов. Некоторые покупки оправданы и ради них стоит тратить время и силы, а другие — нет.
Финансы — это интересно. Сейчас существует множество игр, обучающих финансовой грамотности, а также можно придумать свои собственные. Постарайтесь найти ту мотивацию, которая интересна и понятна ребенку. Рассуждения о том, что стоит откладывать средства на пенсию вряд ли будут мотивирующими — вместо этого предложите накопить крупную сумму денег на то, о чем он мечтает: поездка, игрушка, поход в Аквапарк, покупка домашнего питомца и т. д.
Если хотите научить ребенка финансовой ответственности, следуйте важным правилам:
Обратите внимание на отношение к деньгам в семье. Дети часто копируют поведение родителей. По привычкам и поведению младшего поколения можно понять, какие правила обращения с деньгами действуют дома.
Рассказывайте ребенку о важности накоплений и ценности денег. Если родители-транжиры, у детей вряд ли будет положительный пример для подражания. Пусть они видят, что за каждой покупкой, развлечением и услугой стоят планирование и труд.
Покажите пример правильного обращения с финансами. Если вы легко поддаетесь желаниям – покупаете очередное платье или стоите в очереди за дорогим смартфоном, то это не мотивация для накоплений. Дети подхватят идеи долгосрочного планирования, если они есть в семье.
Карманные деньги: полезные советы.
Чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно иметь велосипед, а чтобы начать формирование у детей финансовой грамотности, необходимо предоставить им собственные деньги. С 6-летнего возраста можно начинать давать ребенку деньги на карманные расходы.
Давайте деньги на карманные расходы регулярно, с определенной периодичностью (например, раз в неделю). Так ребенок получит возможность планировать бюджет и распределять сумму на всю неделю (откладывая часть на крупную покупку).
Подарите ребенку копилку, в которой будут храниться его деньги. Вложения сможет делать как сам ребенок, откладывая карманные деньги, так и родители.
Учите ребенка планировать расходы: заранее обсудите, на что лучше потратить эти деньги. Рекламные слоганы, призывающие приобретать желаемое прямо сейчас, прививают привычку к спонтанным тратам. Важно сформировать у ребенка другую привычку: обдумывать покупки и уметь откладывать деньги на действительно важное. Это поможет ребенку научиться достигать целей, в том числе финансовых.
Когда ребенок изучил основы математики, приучите его считать расходы. Можно завести книгу учета (маленький блокнот, куда он будет записывать приход и расход средств — это научит его принимать взвешенные финансовые решения.
Научите ребенка самостоятельно зарабатывать, чтобы пополнять копилку. Это позволит ему почувствовать, как работают деньги во взрослой жизни, обрести уверенность в своих силах. При этом не стоит монетизировать выполнение обычных обязанностей или семейную заботу друг о друге. Так, уборка в своей комнате должна быть в порядке вещей, платить за это не стоит. А вот нестандартные задачи — то, за что ребенок может получить свою первую зарплату и понимание ценности денег, будут хорошим началом.
Поощряйте благотворительность. Благотворительность — важная и обязательная графа расходов. Человек, который помогает другим, становится счастливее, и у такого человека гораздо больше шансов стать успешным в сфере финансов. Можно предложить ребенку увеличивать сумму, которую он направит на благотворительность. Пусть он сам выберет ту сферу, которую считает наиболее важной (например, экология или приют для бездомных животных). Взвешенная, вдумчивая благотворительность помогает развивать социальную ответственность ребенка, понимание того, что человек может влиять на происходящее вокруг него.
Не ругайте и не критикуйте ребенка за ошибки, иначе тема денег начнет вызывать у него страх. Позвольте ребенку ошибиться (например, совершить бесполезную покупку) и самостоятельно сделать выводы на основании этого. Важно учить ребенка анализировать свои поступки, самому собирать информацию и критически мыслить.
Более «продвинутый» способ попрактиковаться в управлении финансами — банковская карта. По закону, собственный банковский счет подросток может открыть только с 14 лет (после получения первого паспорта, но карту для ребенка могут открыть родители, когда решат, что он уже готов распоряжаться ею. Так ребенок получит возможность следить за своим балансом в приложении, совершать интернет-покупки и даже выбрать понравившийся ему дизайн карты.
Сумма карманных денег может быть разной (в зависимости от финансовых возможностей, но однозначно она не должна быть слишком большой для ребенка.
Очень полезно составить с ребенком список желаний (на что он будет тратить свои накопления) и постепенно исполнять мечты.
Первые деньги дети обычно тратят на сладости, игрушки и наклейки. Будьте терпеливы и не запрещайте им этого. Таким образом дети получают опыт обращения с финансами. Через некоторое время они поймут, что тратить накопления на сиюминутные желания невыгодно и будут бережливее.