Быть добрым, а не «добреньким»

Доброта должна быть не лишена

 известной твердости, иначе это не доброта.

Р. Эмерсон

 О доброте сказано много, но сказать все, наверное, невозможно. Когда я слышу это слово, то всегда представляю ласковое солнышко, от тепла которого жизнь каждого становится лучше: теплее, светлее, радостнее. Но иногда даже солнце может быть опасным: высушить землю и погубить растения, которым не хватит влаги; навредить чувствительной коже и даже спровоцировать очень неприятные ощущения, которые мы называем «солнечный удар» и т.д. Точно также способна погубить и чрезмерная доброта. Поэтому хочется обратить внимание на ту её сторону, которая не всегда считается таковой – твердость при столкновении с агрессией и жестокостью.

Долгое время считалось, что агрессивные тенденции у ребенка передаются по наследству или их появление провоцирует грубое обращение с ним. Но это далеко не всегда так. Как показывают современные исследования, жестокий ребёнок может родиться абсолютно в любой семье, а стать таковым – при вседозволенности – даже у самых добрых и любящих родителей. Существует определенная тенденция: чем мягче семейное воспитание, тем сложнее научить детей с агрессивными наклонностями доброму отношению к окружающим.  При этом жертвами детской агрессии могут оказаться и сами родители.

Как вовремя заметить агрессивные тенденции у ребенка?

  • Ему доставляет удовольствие мучить животных и обижать младших и более слабых.
  • Все те, кого он обижает «Сами первые начали!», что именно – не важно, возможно просто не понравились с первого взгляда, «стояли не в том месте и не в то время».
  • У него низкий порог болевой чувствительности, он редко плачет от боли и считает, что также «мужественно» должны себя вести все остальные.
  • Его кумиры – сильные, безжалостные герои.
  • Он не просто берет, а требует для себя все самое лучшее.
  • Признает только «силовое давление», пусть даже моральное.
  • Все, что попадает в его руки, оказывается разбитым и разорванным, а не просто сломанным.

Как научить его быть добрым?

  • Самое главное – научить ребёнка чувствовать чужую боль. Терпеливо объяснять и показывать, как по-разному переживают разные люди.
  • Любить все живое на этой земле. Рассказывать о законах природы, убеждать, что нет на этом свете ничего и никого бесполезного, что каждая самая мелкая «тварь» приносит пользу хотя бы тем, что является продуктом питания для кого-то другого.
  • Вместе с ребенком ухаживать за более слабыми и беззащитными – людьми, животными, растениями и т.п.
  • Заменить для себя знаменитую фразу: «Все лучшее детям!» на более актуальную: «Все лучшее людям!» И научить малыша делиться всеми большими и малыми благами сначала в своей семье, а потом и с окружающими, не подчёркивая его возрастной исключительности.
  • Решительно и твёрдо пресекать агрессивное поведение, направленное во вред окружающим, не принимая никаких оправданий.
  • Не оставлять безнаказанным ни один жестокий поступок.
  • Подробно обсуждать поведение кумиров ваших детей, помогать разглядеть в показном геройстве истинные мотивы их поступков, а иногда и скрытую жестокость по отношению к окружающим.
  • Учить без зависти и подобострастия относиться к более успешным (неважно в чем!) сверстникам, потому что зависть может порождать злобу и ненависть.
  • Помогать ребенку адекватно реагировать на то, что иногда жизнь бывает к человеку несправедлива: «Ты не можешь изменить мир, но ты всегда можешь поступать иначе».
  • Объяснять, что на любую силу всегда найдется другая сила, поэтому сила не только в «правде», как говорил популярный в 90-х годах герой фильма «Брат-2», а ещё и в доброте, милосердии, терпении.

Самое главное, помните: очень важно быть для ребёнка добрым, но не «добреньким», так как вседозволенность и неумеренная щедрость может испортить даже взрослого, а не только малыша. Никогда не поздно начать движение по дороге истинной доброты, которая кроме тепла, света, радости может подарить людям чувство уверенности и защищённости.

 

Воспитатель ВКК Гребенкина И.А.