Рукотворный мир

Рукотворный мир представляет собой все многообразие созданного человеческими руками с древнейших времен до наших дней и является неотъемлемой частью современной действительности. В период дошкольного детства малыши активно познают окружающий мир, учатся жить в обществе. Все предметы рукотворного мира, с которыми взаимодействуют дети, становятся важнейшим средством знакомства с социумом и его культурой, так как содержат глобальный жизненный опыт человечества. Любой, созданный предмет является одновременно и целью, и результатом труда, который призван удовлетворять человеческие потребности, а также носителем определенной культуры. Поэтому очень важно с самого раннего возраста всеми доступными средствами создавать у детей как можно более полное представление о рукотворном миреФотографии

. Для этого необходимо целенаправленное, но постепенное (в соответствии с возрастом) знакомство с разнообразными предметами и их особенностями; с трудом взрослых, благодаря которым стало возможным их появление; а также создание условий для трудовой, творчески-созидательной деятельности самого ребенка.

Очень важно подробно объяснять сущность и предназначение каждого предмета, обращая особое внимание на материал (и его свойства), из которого он изготовлен. Все предметы мировой материальной и духовной культуры, созданы благодаря человеческому труду, поэтому необходимо воспитывать у малышей уважение к созидательной деятельности взрослых, бережное отношение ко всем продуктам их труда. Впоследствии, адекватно сформированные представления о труде взрослых, помогут детям сформировать реалистичные представления о собственной будущей профессии, как возможности внести свой посильный вклад в окружающий их рукотворный мир. Каждый ребёнок является творцом по своей природе – ему доставляет огромное удовольствие создавать собственные творческие продукты: рисунки, скульптуры, постройки и пр. Если творческую деятельность детей соединить с получением практических знаний об уже существующих предметах, конструкциях, приборах, механизмах, то мы можем вырастить не только будущих инженеров, но и изобретателей, которые смогут пополнить наш рукотворный мир новыми полезными предметами и технологиями.

Минувшая неделя в нашем детском саду была посвящена рукотворному миру и направлена на формирование первичных представлений детей об истории создания окружающих предметов. Дети раннего возраста получали первоначальные сведения о различного рода жилищах и их обитателях. Малыши постарше знакомились с домами и зданиями, особенностями их строения и предназначения. Воспитанники средних групп отправились в путешествие по реке времени и узнали об истории создания и различных видах мебели. В старших группах дошкольники изучали вопросы, связанные с происхождением посуды и её разновидностях. В подготовительных группах дети занимались исследованием истории одежды, разнообразных технологий её создания с древнейших времён до наших дней. Во всех возрастных группах развернули свою активную деятельность различные творческие лаборатории. Воспитанники лепили, конструировали, рисовали, строили, пополняя окружающий рукотворный мир новыми красивыми, интересными и полезными предметами.

В завершении тематической недели всем воспитанникам нашего детского сада была предложена экскурсия в необычный мини-музей рукотворного мира, который подготовила воспитатель 24 группы Лукьянова Елена Михайловна. В нем были представлены самые удивительные старинные и современные предметы из самых разных материалов: дерева, бумаги, шерсти, стекла, железа и пр.  Огромным плюсом представленной экспозиции явилась возможность для всех малышей потрогать все представленные экспонаты. Елена Михайловна провела интереснейшие экскурсии для всех желающих детей и сотрудников, подробно рассказывая обо всех представленных предметах, отвечая на самые трудные вопросы маленьких «любознаек». Все посетители музея остались довольны увиденным и услышанным, получив не только новые полезные знания, но и незабываемые впечатления!

Таким образом, для успешного формирования представлений дошкольников о рукотворном мире очень важно соблюдать следующие условия.

  1. Максимально разнообразить предметно-пространственную среду ребёнка, включая в неё предметы из самых разных материалов, с которыми можно играть и экспериментировать.
  2. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, развивая умения правильного взаимодействия с ними; учить бережному отношению к созданному трудом других людей.
  3. Обращать внимание особенности и свойства материалов, из которого сделано, все, что окружает малыша.
  4. Объяснять (в соответствии с возрастными особенностями детей) необходимость и рассказывать историю создания отдельных продуктов рукотворного мира.
  5. Раскрывать «маленькие секреты» процесса создания некоторых важных вещей.
  6. Поощрять создание собственных творческих продуктов в доступных для детей видах деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании и т.д.
  7. Учить ребёнка переживать чувство радости от самостоятельного выполненного труда, преодолевать возникающие трудности, обыгрывать все созданные им предметы рукотворного мира или находить им полезное применение.

 

Воспитатель ВКК Гребенкина И.А.