Проблемы речевого развития на сегодняшний день являются самыми актуальными и для родителей, и для педагогов. Существует очень печальная статистика: современные малыши очень поздно начинают говорить, впоследствии каждый 3 родитель вынужден прибегать к платным услугам логопеда и каждый 5 не успевает к началу школьного обучения исправить все имеющиеся у ребенка нарушения. Поэтому именно в раннем возрасте необходимо использовать все возможности для активизации речи детей.
Нашим малышам уже исполняется 2 года. Двухлетний ребёнок должен уже уметь рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми. Он должен активно использовать в своей речи прилагательные, которые обозначают: размеры предметов (большой, маленький); цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный); свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий); качества (хороший, плохой); форму (круглый, квадратный, треугольный). В речи малыша должны появляться обобщающие слова, такие как: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Облегчённые слова («би-би» вместо слова машина) заменяться обычными. Сложные предложения появляются нечасто, но их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Ребёнок в 2-2,5 года должен свободно ориентироваться в ближайшем окружении, знать названия многих предметов и действий, производимых с ними. Слушать небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он может повторить за взрослым отдельные фразы или слова. В звукопроизношении двухлетних детей еще много трудностей. Но при этом одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или практически не говорят в 2,5 года.
Поводом для тревоги у любящих и заботливых родителей должно стать отсутствие речи в 2-2,5 года или ограниченное количество слов в речи. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития выражается такими симптомами: ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого; дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали» (У девочки упал мяч); распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым (например, «Мишка косолапый по лесу идет»); при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица; малыш не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию. Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи могут быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию.
Именно на эту серьезную тему в первый день февраля в 20 группе нашего детского сада состоялось второе занятие родительского клуба «Встреча». Родительский клуб – это особая форма сотрудничества педагогов и родителей, предполагающая встречу и взаимное обсуждение разных точек зрения на воспитание и развитие детей. Эти встречи мы организуем совместно с психологом нашего детского сада Зянгильдяевой М.Ю.
Второе занятие в нашем клубе мы назвали «Игры на кухне». Такое название мы выбрали, потому что кухня – это своеобразный культурный центр любого дома, где общаются близкие люди. А уж женщины проводят на кухне если не 90, то уж точно все 60 процентов своего домашнего времени…Очень часто именно на кухню прибегают, приползают к маме соскучившиеся по ней за целый день дети, которые настойчиво требуют свою порцию любви и внимания. Им очень хочется пообщаться! Правда, уставшая за целый день на работе, а потом и дома, мама мечтает уже только о долгожданном отдыхе, а уж никак об общении или занятиях с детьми. Как же быть? Не готовить? Не реально. Не общаться и не заниматься с ребёнком? Не очень хорошо…Но может попробовать совместить приготовление ужина и общение с малышом? Ведь на кухне есть столько интересных для ребёнка вещей, которые могут составить конкуренцию многим развивающим игрушкам, а если мама поддержит интересную игру, то и планшету с телефоном. Вручая ребёнку телефон или планшет, включая пусть даже самые полезные и развивающие мультики и игры, мы существенно обедняем его сенсорные впечатления, а, следовательно, невольно тормозим его успешное развитие. Самым важным для ребёнка раннего возраста является сенсорное развитие: всестороннее исследование самых разных предметов. Именно за счет разнообразия сенсорных впечатлений и ощущений происходит активизация общего развития в целом, и речевого в частности.
В ходе нашей встречи родителям были предложены самые разнообразные предметы кухонной утвари, которые необходимо было превратить в развивающие игрушки для малышей, которыми они могли бы себя занять, пока мама рядом готовит ужин.
В результате общего обсуждения у нас появилась целая картотека игр на кухне:
- Бутылка пластиковая. Открывать и закрывать крышку. Взять несколько бутылок с отверстиями разного диаметра и предложить малышу подобрать к ним крышки. Налить воду, опустить туда маленькую игрушку и смотреть как она там перемещается.
- Губка. Строить башенки и домики из них. Смотреть как впитывается вода. Затем отжимать. Сделать массаж ручкам.
- Шпажки. Сортировать по цвету, перекладывать в разные емкости, втыкать в дуршлаг и пр.
- Дуршлаг и шнурки или веревочки. «Вышивать» узоры с помощью шнурков и веревочек.
- Мясорубка, соковыжималка и пр. Собирать и разбирать, крутить, раскладывать и пр.
- Контейнеры для продуктов. Строить башенки, вкладывать друг в друга, прятать там игрушки и пр.
- Скалка и толкушка, желательно деревянные. Катать в ручках – массаж. Учить раскатывать тесто и лепить из него.
- Крупа. Перебирать разные виды круп, сортируя по видам. Пересыпать из одной емкости в другую. Насыпать в тазик крупу и спрятать там игрушки. Выкладывать узоры и фигурки на подносе.
- Макароны. Нанизывать на веревочку, делать бусы или гирлянду.
И это только малая часть, из того, чем можно с пользой и взаимным удовольствием занять ребенка на кухне. Самое главное быть рядом, оставаться в зоне видимости, чтобы ребёнок мог в любой момент обратиться к вам. И обязательно разговаривать: задавать вопросы о его действиях, комментировать их и побуждать к комментариям ребенка, эмоционально откликаться на все происходящее. А когда все что нужно почищено и нарезано, уложено в кастрюлю, варится и жарится, у родителей останется еще 10 – 15 свободных минут, до полной готовности блюда. Это время можно полностью посвятить детям и сделать вместе с ними какую-нибудь интересную игрушку из подручного материала.
Таким образом, наша воспитательско-родительская встреча плавно перешла в мастер-класс по изготовлению развивающей игрушки «Степка-растрепка». Эта весёлая игрушка вызывает самый живой интерес у всех детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Она предназначена для развития речевого дыхания. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.
Сделать эту замечательную игрушку достаточно просто:
- Взять тонкую перчатку (полиэтиленовую) и разрисовать её маркерами или фломастерами (нарисовать забавную рожицу).
- Взять бумажный стакан и сделать дырочку снизу.
- Взять нашу красивую перчатку и закрепить ее на стакане с помощью резинки.
- В дырочку вставить соломинку для коктейля.
- Опробовать готовое изделие.
В завершении «кухонной темы» в процессе обсуждения сценки «Не хочу кушать!», которую разыграли с помощью кукол воспитатель Гребенкина И.А. и психолог Зянгильдяева М.Ю., мы обсудили проблему питания детей раннего возраста. Причин того, что ребёнок плохо кушает, множество. От неправильных стратегий приёма пищи, выбранных родителями, до органических поражений, а может быть и то и другое. И с этим нужно серьёзно разбираться. Некоторые считают, что лучший учитель в таких случаях голод, но это работает только в 94-96% таких случаев. А если ваш ребёнок входит именно в эти 4-6%, он испытывает во время еды такой дискомфорт, что ему лучше оставаться голодным. Если ваш ребёнок очень плохо ест или слишком избирателен к предлагаемой пище, то подобное поведение должно насторожить любящих и внимательных родителей, так как это могут быть симптомы нарушения пищевого поведения. Психолог М.Ю.Зянгильдяева предложила родителям, для которых проблема нарушения пищевого поведения является актуальной, участие в программе «Здоровый малыш».
Так завершились наша встреча «Игры на кухне». Очень хотелось бы, чтобы ее результатом стало внимательное и ответственное отношение родителей к развитию своего ребенка, для активизации которого так важно использовать любую свободную и несвободную минуту. В том числе и на кухне, и все имеющиеся под руками средства.
Воспитатель Гребенкина И.А., педагог-психолог Зянгильдяева М.Ю.