Наступает время производства – время инженеров!

Профессия – это выгодный товар, за правильным выбором которого стоит 90% жизненного успеха. Выбор будет не просто правильным, а успешным, если профессия окажется не только интересной, но и востребованной, хорошо оплачиваемой. Чтобы ребенок смог сделать такой выбор, ему необходимо иметь представление о существующих профессиях и особенностях рынка труда в регионе проживания. Знать потенциал собственных способностей и возможностей. Для того, чтобы помочь ребенку определиться с профессиональным выбором, необходима целенаправленная профориентационная деятельность с самого раннего возраста, соответствующая его психофизиологическим особенностям на каждом возрастном этапе.

Слово «инженер» произошло от латинского ingenium — способность, изобретательность. Инженер – это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству.  Благодаря этой профессии обеспечиваются удовлетворяются материальные потребности человека. В стране идет активный процесс возрождения промышленности, строительства, науки.  Урал – это огромный промышленный центр, следовательно, профессия инженера является одной из самых востребованных.

Именно поэтому, продолжая работу по проекту «Будущие инженеры» в рамках областной программы Уральская инженерная школа, мы решили в этом учебном году посвятить свою творческую педагогическую деятельность ранней профориентации наших воспитанников, знакомя их с наиболее востребованными инженерными профессиями Уральского региона.

Начало этой большой работе положил семинар-практикум для педагогов нашего детского сада «Знакомство дошкольников с разнообразием инженерно-технических профессий в Уральском регионе», который организовала и провела 26.10.2022 куратор программы «Будущие инженеры» И.А. Гребенкина. Она представила коллегам теоретический материал на тему: «Знакомство дошкольников с разнообразием инженерно-технических профессий в Уральском регионе». Познакомила педагогов с многообразием инженерно-технических профессий, наиболее важных для Уральского региона и возможностями формирования представлений о них у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. Вот некоторые из них: инженер-строитель (промышленное и гражданское строительство, автомобильные и железные дороги), инженер-электрик, инженер-энергетик, инженер-конструктор, инженер-технолог и т.д.

После теоретической части Гребенкина И.А. организовала практикум по данной теме, распределив педагогов на подгруппы в зависимости от возрастной категории детей, с которыми они работают. Каждая подгруппа должна была подготовить свой вариант знакомства с определенной инженерно-технической профессией для детей своей возрастной группы. Воспитатели групп раннего возраста предложили несколько интересных идей знакомства малышей с такими востребованными профессиями как инженер-строитель. С учетом возрастных особенностей своих малышей они предложили использовать на занятии художественное слово (знакомые детям стихи и сказки), разнообразные сюрпризные моменты, а в качестве продуктивной деятельности конструирование из набора «Строитель» по предложенному плану и образцу. Воспитатели детей младшего дошкольного возраста подготовили интересные предложения по формированию начальных представлений о профессии инженер-машиностроитель с помощью совместного решения проблемных ситуаций, конструирования из крупного лего, строительного набора, а также бросового материала различных машин. Педагоги, работающие с детьми среднего дошкольного возраста, предложили для знакомства своих воспитанников с профессией инженер-конструктор интересную идею создания на основе наборов лего механизма для новой стиральной машины, а также ее последующее конструирование. В своей работе они предложили использовать конструирование с элементами программирования, проблемные ситуации, изобразительную деятельность, составление схемы постройки. Воспитатели детей старшего дошкольного возраста разрабатывали варианты ознакомления своих воспитанников с профессией инженер-технолог пищевого производства. Они решили организовать с детьми мастер-класс по работе с тестом, познакомив их с понятием технологическая карта приготовления блюда, а также совершить экскурсию на пищеблок детского сада, чтобы понаблюдать за процессом приготовления разнообразных блюд из сделанного теста. Предварительно с детьми предлагалось провести серию экспериментов по работе с пищевыми продуктами, а также организовать знакомство с данной профессией с помощью мультимедийных презентаций и видеороликов. Наиболее трудным было задание для педагогов подготовительных групп. Им было предложено придумать вариант знакомства детей с профессией инженер-энергетик. Воспитатели предложили для этого использовать виртуальные экскурсии на Рефтинскую ГРЭС; встречи с родителями инженерами-энергетиками; мультимедийные презентации, рассказывающие об особенностях профессии; опытно-экспериментальную деятельность с использованием электронного конструктора «Знаток».

Таким образом, каждая подгруппа педагогов представила модель своего профориентационного занятия и возможные его вариации. Практикум вызвал живой интерес у воспитателей всех возрастных групп. Они продемонстрировали высокий уровень креативности, хорошее знание методов и приемов работы с дошкольниками разного возраста, а также особенностей их продуктивной деятельности. В конце семинара на каждую группу было выдано задание: в течение 2-х недель провести профориентационную работу по ознакомлению воспитанников с определенной инженерно-технической профессией. Сейчас во всех группах нашего детского сада проходят увлекательные профориентационные занятия, которые способствуют формированию первоначальных представлений детей о такой важной и востребованной для Урала профессии как инженер, а, следовательно, закладывают основу для будущего успешного профессионального выбора.

Воспитатель ВКК, куратор проекта «Будущие инженеры»

Гребенкина И.А.

Фотографии