1. Шантажировать.
Пример шантажа: «Если не соберешь игрушки, я их выкину, или ты не пойдёшь гулять, или не будешь смотреть мультики!» Здесь оказывается давление на ребёнка. Даже если он подчинится, в конечном итоге это осложнит ваши отношения. Ребёнок понял – можно давить и шантажировать. И вопрос времени, когда он станет делать так по отношению к вам. А он начнёт. Как только почувствует, что силы сравнялись, и он может противостоять. Отсюда и подростковые бунты, и другие «прелести» переходного возраста.
Как исправить
Просить помощи и показывать выгоды. Вместо: «Не уберешь в комнате – не пойдёшь гулять!» разговаривать спокойно, говоря о сотрудничестве: «Помоги, пожалуйста. Мне нужно приготовить обед и навести порядок. Давай, пока я прибираю на кухне, ты приберёшься в своей комнате (или свои игрушки)?
Обращаясь с ребёнком уважительно, вы научите его взаимопомощи и сотрудничеству.
2. Платить едой.
Невинная привычка – давать сладкое за выполнение домашней работы. Но в будущем она приведёт к целому ряду проблем. У ребёнка может появиться пищевой невроз и привычка заедать стресс.
Как исправить
Не смешивать действия ребёнка и приёмы пищи. Не награждать едой за выполненную работу. Если раньше вы предлагали пойти вместе купить «вкусного» после уборки, теперь предлагайте погулять или порисовать вместе.
3. Не проявлять ласку.
Часто родители думают, что излишние ласки портят ребёнка. На самом деле детям важно получать достаточно объятий. Так ребёнок чувствует себя любимым, нужным; так он получает утешение, когда огорчён или ему больно, получает ощущение защищённости и тепла. Важно и нужно обнимать и целовать детей столько, сколько необходимо им самим. Дети должны знать, что могут обнять вас в любой момент, когда им это необходимо. Если ребёнку не хватает тепла, он будет чувствовать себя несчастным, ненужным, одиноким, может замкнуться в себе.
Как исправить
Дети разные: один грустит, когда ему не хватает внимания, а другой сердится, если его слишком часто тискать. Чтобы найти золотую середину, можно попробовать так: «минуту обнимашек». Например, Вы, занимаясь делами, понимаете, что уже долгое время не уделяли внимания детям. Тогда можно зайти в комнату, сесть на пол и с призывом: «Минута обнимашек!» раскрыть руки, приглашая детей и всех желающих членов семьи. Идёт тот, кто в данный момент хочет обниматься. Тут можно немного повеселиться или посидеть спокойно и обсудить, куда пойдём или чем будем заниматься вечером. Часто хватает 3–5 минут, и можно идти дальше заниматься своими делами. Дети привыкают к этому ритуалу и сами иногда используют его, когда им нужно.
4. Не давать самостоятельности.
Многие говорят: «У ребёнка должно быть детство, успеет ещё у плиты постоять и посуды намоется до отвращения!» Но если всё время расчищать маленькому человеку путь и решать все проблемы, у него появится привычка прятаться за вашу спину – столкнувшись с трудностями, он отступит. Зачем стараться, если родители придут и всё сделают? Если ребёнок ничего не решает сам, ленится, предпочитает закрывать глаза на проблему и делать вид, что её нет, значит, вы уже ошиблись где-то.
Как исправить
Потихоньку делегировать ребёнку часть дел, с которыми он вполне способен справиться. Просить помощи, чаще обращаться с мелкими поручениями, благодарить.
Когда замечаете, что ребенок отлынивает от любых дел, ему можно выделить дома фронт работы, за который отвечает только он. Когда ребенок выполняет свою часть работы, обязательно нужно отметить его успехи. Рассказать близким, какой он ответственный и серьёзный. Это дает свои «плоды», ребенок сам начнет предлагать помощь, даже в тех делах, которые не относятся к списку его личных обязанностей.
5. Не находить время на общение с ребёнком.
Проблемы переходного возраста и непонимания отцов и детей возникают не тогда, когда ребёнок достигает 14–17 лет, а тогда, когда ему три и он плачет из-за потерянной игрушки, а родители вместо поддержки и утешения смеются над его бедой или говорят: «Отстань, мы заняты».
Как исправить
Если вы выслушаете ребёнка, когда он придёт к вам с «глупой» проблемой вроде потерявшегося солдатика или отвалившегося колёсика, если вы утешите его боль потери и не будете его высмеивать и отталкивать, то, когда в его жизни случится серьёзная проблема, он придёт к вам, а не к сомнительным авторитетам в этой области. Ребёнок должен чувствовать, что он важен, что вы всегда готовы его выслушать и поддержать. Да, это трудно, но это того стоит.
Говорят, что выход из проблемы по времени примерно такой же, как и вход. Поэтому запастись терпением чуткостью и пониманием к своему ребенку планомерно и терпеливо идти к цели и все получится.
Искандарова Е.М педагог-психолог