Ребенок учится играть

Возраст с двух до трех лет – это период, когда ребенок учится играть. Поэтому то, какие игрушки окружают ребенка, в какие игры с ним играют, сколько времени ребенок проводит в свободной игре, а сколько в развивающих занятиях имеет большое значение для его способности в старшем возрасте найти себе занятие по душе.

Одно из самых  главных событий в жизни ребенка на этом этапе – это появление связной речи. От простого лепета дети постепенно переходят к несложным фразам, а затем и к предложениям. Ребенок становится способным поддерживать диалог, как со взрослым, так и со сверстником. Поэтому особенно полезными  будут игры и занятия на пополнение словарного запаса: чтение и рассматривание книг, а также  окружающих предметов, процессов и явлений вокруг с подробным описанием, игры-инсценировки прошедших событий.

Ребенок лучше запоминает то, что он может потрогать, поэтому полезно не только разглядывать картинки, но попробовать обыграть  увиденное в реальной жизни: построить свою ферму с фигурками животных, устроить в тазике рыбалку и пр. Также способствуют развитию речи игры на развитие мелкой моторики: игры с мозаикой, мелкими предметами, шнуровками.

Еще одним важным событием является увеличение в этом возрасте концентрации внимания. Ребенок может более длительное время с увлечением заниматься понравившейся игрой. Для того, чтобы эта способность продолжала успешно развиваться, необходимо, чтобы у ребенка было достаточно интересных и требующих концентрации задач, эмоциональное общение с близкими, достаточная физическая активность (ребенку необходима разрядка и частая смена деятельности).

С 2 до 3 лет у ребенка активно развивается воображение. Он может говорить по вымышленному телефону, разглядеть интересный сюжет в своих рисунках, сварить в песочнице  суп из шишек и пр... Большое значение в развитии воображения имеет игра с участием взрослого. Сначала ребенок повторяет только то, показал взрослый, затем он постепенно добавляет свое. Такие игры со взрослым – залог того, что в 3 года ребенок будет играть самостоятельно: строить свои миры, придумывать увлекательные сюжеты. Чтение сказок также стимулирует воображение, особенно если их проигрывать при помощи кукольного театра.

Совместное рисование – это еще один способ активизировать воображение. Рисовать можно не только красками и карандашами на бумаге, но и манкой на подносе, пластилином – ребенок, таким образом, испытывает новые тактильные ощущения и знакомится с новым материалом.

Еще одна существенная  особенность этого периода – активное проявление способности к обобщению. В этом возрасте полезны игры на сортировку различных предметов в соответствии с выделенными признаками (тип, размер, цвет, форма). Такие игры можно сделать самим из любого подручного материала.

Итак, какие игрушки должны быть доступны ребенку на третьем году жизни, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие: большинство игрушек второго года жизни; фигурки животных; конструкторы с крупными деталями;  мелкие предметы для игр на сортировку;  фигурки для инсценировки сказок; книжки-гляделки; посильные игры на логику; несложные пазлы; шнуровки с деталями 2-3 см.

Примерно к 3-м годам ребенок начинает испытывать удовольствие от самой игры. Он не только пробует свойства разных игрушек, но и пытается использовать их по назначению, воспроизводит разные жизненные ситуации в ролевых играх. Ребенку в этом возрасте трудно самостоятельно организовать игру. Ему необходима помощь взрослых, которые обучат основам. Чем больше родители участвуют в игре, тем она становится более развитой и творческой.

Воспитатель 21 гр. Гребенкина И.А.