Рисуем пальчиками, чтобы стать умнее и самостоятельнее

«Ум ребенка на кончиках пальцев», – так считает знаменитый отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Потому что именно руки могут научить ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук способствуют возбуждению мозга, заставляя его развиваться. В свою очередь, не менее известный психиатр В.М. Бехтерев в своих научных изысканиях приводит неоспоримые доказательства того, что целенаправленные движения рук значительно улучшают звукопроизношение. Доктор медицинских наук, профессор М.М. Кольцова поясняет, что сначала начинают развиваться движения пальцев рук и только когда они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Следовательно, именно развитие движений пальцев рук готовит почву для формирования речи. Соответственно, чтобы почва эта была благодатной, пальчики необходимо начинать тренировать как можно раньше.

Одним из самых интересных и полезных средств для этого является пальчиковое рисование и лепка. Кроме того, это увлекательный творческий процесс, который позволяет малышу доступными средствами выразить свое отношение к миру, способствует снятию физического и психологического напряжения. В процессе пальчикового рисования даже самый маленький ребенок может быстро запомнить основные цвета и их оттенки. Его пальчики становятся более сильными, он более уверенно начинает пользоваться ложкой, а затем карандашом и ручкой, быстрее осваивает навыки самообслуживания, становится более активным и самостоятельным. Современные ученые считают, что начинать рисование пальчиками можно с 10-месячного возраста.

В нашей 20 группе пальчиковое рисование и лепка включены в адаптационный проект «Будем знакомы, будем дружить!», целью которого является создание в группе особых комфортных психолого-педагогических условий для вновь поступивших в детский сад малышей. Перед рисованием мы всегда знакомимся с каким-нибудь веселым героем: кошечкой, собачкой, зайчиком и т.д., которого можно потрогать и погладить, с которым так хочется поиграть. Герой обязательно рассказывает детям небольшое веселое стихотворение или поет песенку. Очень любят наши малыши и сказки, которые мы им показываем с помощью кукольного, пальчикового и настольного театра. После импровизированного представления дети также обязательно играют с куклами, участвовавшими в представлении. Затем мы предлагаем детям нарисовать пальчиком одного из героев или что-то важное и полезное для него. Конечно, создать собственную картину им пока еще сложно, но раскрасить пальчиком нарисованного ежика, рыбку или птичку они уже могут самостоятельно. В интернете сейчас очень много в свободном доступе разнообразных шаблонов для пальчикового рисования и лепки, которыми мы активно пользуемся.

Результаты нашей творческой работы по развитию мелкой моторики ни могут не радовать: все ребята стали более уверенно пользоваться ложкой. И полюбили все наши занятия, на которых приятно удивляют своим вниманием и усидчивостью, столь редкой в наше время среди малышей. При слове «занятие» они быстро собираются у стола и с нетерпением ждут: что же интересное и удивительное покажет им сегодня воспитатель. Психолог нашего детского сада – Зянгильдяева М.Ю, наблюдающая за особенностями адаптационного периода наших малышей, также отмечает положительную динамику как в адаптационных процессах, так и в общем развитии наших воспитанников.

Хочется пожелать всем нашим детям новых успехов в освоении окружающего мира, а их родителям – обязательно продолжать такие интересные занятия и дома. Ведь нарисовать веселую тучку или солнышко можно и без интернета, а малыш с удовольствием ее раскрасит и будет считать вас самыми гениальными художниками. Он будет счастлив уже только от того, что вы – рядом и разделяете с ним его творчество…

 

Воспитатель 20 группы Гребенкина И.А.