Воспитание сказкой

Часто приходится слышать, как взрослые жалуются на ребенка: «Грубит, не слушается, заниматься не хочет, – совсем от рук отбился. И что только с ним не делали – и разговаривали, и ругали, и наказывали – ничего не помогает...». Действительно, не помогает, потому что поведение только следствие того, что происходит в душе ребенка. К сожалению, не всегда и не все хочет рассказать вам малыш, а иногда просто не может. Не знает как. В этом случае на помощь может прийти... сказка.

Есть такое направление в психологии – сказкотерапия, когда душу ребенка лечат сказкой. Каждая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. На сегодняшний день существуют специальные психотерапевтические сказки на разные темы и проблемы, которые легко можно найти не только в соответствующей библиотеке, но и в интернете.

В группах, где я работаю, я всегда читаю ребятам перед сном какую-нибудь психотерапевтическую сказку: о дружбе и любви, о природе, о преодолении жизненных трудностей и пр. Некоторые сказки мы обсуждаем, иногда обыгрываем, рисуем, а есть сказки после которых надо просто помолчать и подумать. Поэтому, время перед сном, как раз самое благоприятное. Сказка, как любое психологическое и педагогическое средство действует не сразу, а после достаточно длительного обдумывания и осмысления услышанного. При этом воздействие имеет значительное. Приятно бывает слышать в разговоре детей между собой ссылку на ту или иную историю или ее героя, когда не воспитатель, не родитель, а сказочный персонаж устами ребенка подсказывает верное решение или линию поведения.

Но не всегда удается подобрать нужную именно этому ребенку сказку. Тогда можно сочинить ее вместе с детьми. Мы с ребятами садимся в кружок и начинаем придумывать – просто так, что в голову придет. И вот здесь начинается самое интересное: удивительные и неожиданные сюжеты рождаются в этом, можно сказать волшебном кругу... Здесь, взрослому надо быть особенно чутким – уметь слышать и чувствовать, то, что остается «между строк», а главное, вовремя повернуть линию сказки таким образом, чтобы герои все-таки смогли решить свои проблемы, ведь сказка хороша именно тем, что всегда хорошо кончается.

Большим плюсом сказкотерапии является то, что заниматься ею можно дома, рассказывая ребенку сказки или сочиняя их вместе с ним. Если вам захотелось попробовать, то во время занятий постарайтесь соблюдать следующий алгоритм:

• Выбирайте сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания, существующими проблемами. При этом, отрицательный герой должен ассоциироваться с ребенком только косвенно.

• Расскажите историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится). Подробно опишите реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).

• Поверните сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

• Максимально «усложните» ситуацию, «организуйте» встречу главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации.

• Придумайте положительный финал: осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта, позволяющего исправить сложившуюся ситуацию.

• Обсудите с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя, попробует найти свое решение ситуации.

• Нарисуйте вместе иллюстрации к ней, разыграйте по ролям, при этом дайте ребенку проиграть не только положительные, но и отрицательные роли.

Недавно мы с ребятами 29 группы сочинили две интересные сказки, а с помощью воспитателя Уразаковой Людмилы Сергеевны нарисовали к ним замечательные иллюстрации и отправили все это на детский творческий конкурс. Кто знает, может быть, наши сказки тоже кому-нибудь помогут.

Дорогие родители, бабушки и дедушки, воспитывайте своих детей добрыми сказками, и пусть их детство будет чудесным и беззаботным!

Воспитатель Гребенкина И.А.