Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативного развития» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. И, помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии , а также способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и представлений , и в том числе, представлений об инженерных профессиях, является задачами этого направления.
В рамках преемственности, детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний, в том числе знаний и о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как современные дети с самого раннего детства находятся в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов.
И задача педагога- способствовать развитию технического творчества, формированию у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также, расширять представления детей о труде людей инженерных, технических профессий. А дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического взаимодействия- дети любознательны, и проявляют достаточно активный интерес к различным видам труда и творчества.
В рамках такой профориентационной работы в группе № 10, на текущей неделе был проведен цикл занятий, посвященный миру профессий. Особое внимание было уделено труду инженерных профессий.
Через беседы-презентации («Мир профессий», «Инженер –профессия будущего»), через познавательный мультипликационный фильм («Инженерные профессии») и дидактические игры дети были познакомлены не только с широким миром профессий, но и разнообразием инженерных профессий: инженер- программист, инженер-электрик, инженер-сварщик, инженер-конструктор, проектировщик, инженер-строитель, военный инженер – были расширены представления о важности этих профессий для людей.
Особое внимание было уделено такой профессии будущего, как «инженер — робототехник» — перспективному направлению инженерии — создание и обслуживание роботов.
Работа педагога в этом направлении имела цель: создание условий для развития детского технического творчества , расширение представлений о робототехники и о роботах, которые уже нас окружают, знакомсво с профессиями будущего.
В ходе работы решались такие задачи, как:
— профессиональное информирование:
— дать представление детям о широте труда людей данной инженерной профессии; -познакомить с историей роботов и робототехники;
— создать условия для развития конструктивных творческих способностей и овладения дошкольниками моделирующими видами деятельности через овладение техникой чтения элементарных схем, конструирование различных моделей.
Реализация тематического плана была проведена через организацию:
— бесед-презентаций : «Откуда Робик к нам пришел», «Инженер-роботехник», в ходе которых было осуществлено знакомство с профессией «инженер-робототехник», был представлен материал о роли роботов в жизни человека, познакомлены с терминами: робот, программист, команда, программа;
— организованной, благодаря отклику родителей выставки «Мой-робот», на которой дети рассказывали о своих игрушках- роботах, их технических игровых возможностях.
— Конструктивно-модельную деятельность, в ходе которой была осуществлена реализация самостоятельной творческой деятельности детей «Конструируем роботов»: творческие зарисовки детьми схем роботов «схемы-проекты» и их конструирование «сборка модели» с помощью геометрических фигур и конструкторов.
— И конечно же получили заряд положительных эмоций через самостоятельные игры с роботами, а также организованные педагогом игры познавательного характера: «Я-робот», в ходе которой детям на простейших пошаговых командах было получено понимание, что такое «программа», кто такой «программист».
В ходе цикла этих занятий все дети проявили большой интерес к робототехнике и активность во взаимодействии с педагогом и друг другом, проявили умение работать по предложенным инструкциям, проявили творчество в решении конструктивных задач. Дети получили более направленное профессиональное информирование, благодаря которому, нашими детьми был сделан первый шаг в профориентировании.
Воспитатель Степанова Елена Ивановна