Мой малыш неуклюжий, что делать?

Для ребенка раннего возраста очень важен процесс взаимодействия с миром, он реагирует на звуки, тянет руку к привлекающим его предметам, берет их и выполняет какие то действия. А это значит, что нервная система маленького человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств, благодаря этому мы видим мир целостно, согласованно. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Для поддержания системы восприятия работают следующие системы: система поддержания равновесия; система кожной чувствительности; система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство); восприятие собственной позы и движения, а также слух, обоняние, зрение. Но все чаще встречаются случаи, когда этот процесс нарушается. Дети могут прийти в замешательство от яркого света, громкого шума или от неожиданного прикосновения или движения. У них также могут быть проблемы с контролем, управлением и умением эффективно пользоваться своими мышцами. Ребенок с такими проблемами может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движений.  Эти проблемы требуют понимания и серьезной коррекции. Для ребенка сенсорная интеграция – это возможность почувствовать, понять и принять мир, который его окружает.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытывают значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенно снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением.

В нашем детском саду есть замечательное оборудование для работы с сенсорными нарушениями,  применение таких приспособлений  очень полезно  для любого ребенка. Первое занятие по тренировке  тактильной чувствительности, развития вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы было проведено в группе №20. Малыши восприняли его как увлекательную игру. Они ходили по тактильным дискам, напоминающим массажные коврики. Это упражнение способствует развитию ощущений, внимания, координации, равновесия, коррекции плоскостопия. Затем качались на мяче, тренируя вестибулярный аппарат и крупную моторику. Потом прятались в шарообразный мешок, чтобы ощутить границы своего тела и научиться владеть им. Для стимуляции вестибулярного аппарата ребятишек катали на карусели. Завершало наше занятие упражнение с сенсорным туннелем, мягким и одновременно тяжелым. Дополнительное давление помогает сосредоточиться на своих ощущениях. Дети были в восторге от такого веселого, но в то же время очень полезного занятия.

Для организации таких занятий в домашних условиях можно задействовать подручные средства. Сумки в которые можно спрятаться, диваны и кровати на которых можно попрыгать, можно покачать ребенка на одеяле, поиграть в «Лошадку». Знакомая всем игра может оказаться не только одной из самых сложных для ребенка, но и самой веселой – ведь покататься на спине мамы или папы скоро не получится совсем. Во время этой игры ребенок получит многоплановые ощущения. У него будут тренироваться разные системы одновременно: и внутренняя мышечно-суставная система, и вестибулярная, и зрительная.  Не все игры могут подойти вашему ребенку, поэтому обязательно наблюдайте за ним, игра малышу должна нравиться и приносить удовольствие. Проявляйте фантазию и будьте терпеливы.

 

Педагог-психолог Зянгильдяева Марина Юрьевна