Родительский клуб «Встреча"

В канун празднования Дня матери в 20 группе нашего детского сада состоялось открытие родительского клуба «Встреча». Родительский клуб – это особая форма сотрудничества педагогов и родителей, предполагающая встречу и взаимное обсуждение разных точек зрения на воспитание и развитие детей. Она предполагает более свободное и нерегламентированное общение, взаимный обмен опытом по волнующим родителей и воспитателей темам.

Первая встреча нашего клуба называлась «Успешное развитие ребенка в наших руках». Мы провели ее вместе с психологом Зянгильдяевой М.Ю. В процессе разнообразных игр и упражнений мы выяснили, какого ребенка можно считать успешным и какие могут быть достижения в его развитии  к 2 годам. Особенно важным был поиск ответа на вопрос, как можно помочь ребенку стать более успешным, что для этого могут сделать родители. В ходе обсуждения мы пришли  к выводу, что самое главное – это быть очень внимательным к своему малышу, замечать и вовремя устранять причины, замедляющие его развитие. При необходимости вовремя обращаться к специалистам (психологу, неврологу и пр.) и уметь правильно объяснить повод своего обращения. Для этого важно знать основные критерии и показатели успешного развития ребенка.

Ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, так как на ее основе происходит всестороннее развитие ребенка. Поэтому к 2-м годам ребенок должен уметь действовать с обобщенным дидактическим материалом (геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине): соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков. Например: подбирать крышки к коробочкам; вкладывать фигурки в гнезда;  раскладывать фигурки по коробкам; перекладывать из одной емкости в другую; вынимать из коробки (корзины, мешочка) и т. п. Действуя с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки и т. п.) собирать предметы из 2-3 деталей самостоятельно; ориентироваться в величине «побольше – поменьше»; собирать предметы из  4-5 деталей  с  помощью взрослого; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (цвет и величина; форма и величина; форма и цвет).

В общении с природой малыш узнает находящиеся в ближайшем окружении наиболее яркие объекты живой и неживой природы: цветущие растения, большие деревья, зеленую траву, свет солнца, дождь, снег; имеет представления о животных – рыбы, звери, птицы, насекомые.

В конструктивной деятельности ребенок должен знать основные детали конструктора: кубик, кирпичик, призма и уметь строить из них несложные постройки – дорожку, домик, ворота, стол, стул и пр., а также обыгрывать их. Уметь соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами (например, кубик можно ставить любой стороной, призму – основанием).

Достижения в речевом развитии могут быть следующие.  Понимать предложения с предлогами, выполнять соответствующие действия: «Поставь чашку на стол», «Положи в чашку ложку» и т. п. Узнавать и показывать (по возможности называть) знакомые предметы на картинках. Внимательно слушать взрослого, понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стул и посмотри книжку»). Воспринимать и эмоционально откликаться на детские художественные произведения (сказки, потешки, кукольные спектакли и пр.). Использовать речь как средство общения.  Заменять звукоподражательные слова общеупотребительными  (вместо «ням-ням» – «кушать», «есть» и  т. д.); начинать пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за). Включаться в диалог всеми доступными ребенку средствами (словами, мимикой, жестами);  задавать  вопросы  («Кто?  Что? Что делает? Какой?») и отвечать на них. Уметь говорить фразами, употреблять предложения из 3 — 4 слов.

В изобразительной деятельности малыш уже может знать назначение разнообразного изобразительного материала и использовать его по правилам (например, рисовать можно на бумаге, а не на столе). У ребенка постепенно развивается правильный захват фломастера, карандаша. Малыш проводит совместный со взрослым заинтересованный поиск содержания в штрихах и линиях и обыгрывает его. Возможны также и первые творческие замыслы.

Успехи в освоении основных движений: уверенная самостоятельная ходьба, умение преодолевать незначительные препятствия, менять направления при ходьбе по зрительным ориентирам. Ребенок достаточно хорошо бросает мяч двумя руками вдаль и попадает в цель с расстояния 60—70 см. Умеет перелезать через предметы, влезать на стремянку приставным или переменным шагом.

К 2-м годам малыш уже достаточно самостоятелен в самообслуживании: моет руки самостоятельно или с частичной помощью взрослого, ест ложкой жидкую и густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос, дает знать взрослым об этом, пытается сам вытереть нос платком, вымыть руки. Благодарит после еды кивком головы или словом. Сам снимает и надевает трусы, носки, колготки, обувь.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным и старается по мере сил и возможностей заниматься его развитием с помощью разнообразных игр. Но не всегда эти занятия бывают удачными. С помощью куклы Маши воспитатель Гребенкина И.А. и педагог-психолог Зянгильдяева М.Ю. показали в форме импровизированной сценки типичные родительские ошибки и реакцию на них маленького ребенка:

  1. Выдавать сразу несколько игр, по принципу «выбирай и играй сам».
  2. Предлагать незнакомые игры, не объяснив и не показав, как правильно ими пользоваться.
  3. Давать то, что недоступно пониманию ребенка.
  4. Делать то, что самому не интересно и не хочется.
  5. Выдавать длинные инструкции и непонятные ребенку объяснения.
  6. Не мотивировать ребенка на предстоящую деятельность.
  7. Отвлекаться на другие дела.
  8. Не разрешать обследовать выдаваемые предметы, а потом играть получившимся результатом.
  9. Затягивать время занятия (более 8-10 минут).
  10. Ругать ребенка за допущенные ошибки.

Обсуждая результаты первой встречи родительского клуба и педагоги, и родители, пришли к выводу, что она была достаточно полезной и продуктивной, каждый узнал для себя что-то новое. Но самое главное, каждый ее участник осознал, насколько важно вовремя заметить ребенка, нуждающегося в помощи и сделать все возможное, чтобы эта помощь была действенной.

Закончить сегодняшний разговор на эту важную тему мне хочется стихотворением С.Давидович, найденном на бескрайних просторах интернета:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

 

 

Воспитатель Гребенкина И.А., педагог-психолог Зянгильдяева М.Ю.