Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию. Д. Локк
В последнее время часто приходится слышать жалобы взрослых, как родителей, так и педагогов, на капризы, немотивированное упрямство и непослушание детей. Причём, вовсе необязательно, что ребёнок переживает возрастной или личностный кризис, проживает в неблагополучной семье и пр. Семья может быть вполне дружная, а за внимание ребёнка «борются» помимо родителей бабушки и дедушки.
Проанализировав самый разный опыт успешного и неуспешного родительства, а, также подробно изучив научные исследования по данной теме, мне бы хотелось особо выделить наиболее распространённые причины детских капризов.
- «Нельзя!». Слово «нет» должно употребляться по отношению к ребёнку (особенно маленькому!) только в исключительных случаях, но при этом быть «железным нет». Запреты не должны сниматься по случаю праздников, маминой занятости или усталости, болезни ребёнка и т.д. В противном случае дети быстро усваивают, что «если нельзя, но очень захотеть, то можно». Поэтому прежде, чем говорить «нет» своему малышу, подумайте, насколько это будет актуально для вас обоих в дальнейшем. Ведь слова «нет» и «нельзя» для маленького ребёнка можно заменить на другие: «чуть позже, а сейчас мы с тобой…» или «давай лучше поиграем в...» и т.п. в зависимости от ситуации. А ведь иногда стоит и разрешить что-то попробовать малышу сделать самому, хотя гораздо проще бывает отказать. Более взрослым детям всегда желательно подробно аргументировать очередное «нельзя», но при этом также помнить, что и для них запретов не должно быть очень много.
- «Рваное внимание». Ни для кого не секрет, что в последнее время очень многим родителям приходится много работать, чтобы позволить себе такую роскошь как дети (а для некоторых и один ребёнок!), а мобильная связь сделала для многих даже вечерний и ночной отдых крайне затруднительным. Вот и получается, что малыш, наконец-то дождавшись любимых родителей с работы, все чаще видит их с телефоном или за бесконечными компьютерными отчётами, или за нескончаемой работой по дому, которую (даже при самом отлаженном быте!) никто не отменял. А бывает и так, что уставшим за день взрослым, так хочется просто поваляться на диване…Тем не менее, задушевное, заинтересованное общение с родителями не заменят никакие самые навороченные книжки и игрушки, никакие дипломированные педагоги. Во многих семьях общение с детьми происходит между телефонными переговорами, работой, бытовыми делами или в форме «отчёта»: «Что ел? Что получил?». Если же и выпадает редкое счастье побыть вместе, то тут же звонит телефон, находятся какие-то важные дела… Ребёнок же, видя такое положение дел, начинает своим упрямством и капризами отвоёвывать себе хоть кусочек вашего «рваного внимания». В свою очередь, он сам, занятый какими-то важными (для него!) делами, позволяет себе не реагировать на наши просьбы и замечаниями.
- «Он же ребёнок!» После этого восклицания взрослые обычно показывают своё исключительно «доброе» отношение к детям, позволяя им делать все, что их душе угодно. Иногда после этого у некоторых, «непосвящённых в великое таинство воспитания», остатки волос встают дыбом, и утешаешься только мыслью о том, что (слава богу!) это не твой ребёнок. Действительно, в некоторых восточных культурах бытует мнение о великой мудрости младенцев, которой не стоит мешать. Но ведь не стоит мешать именно мудрости, а не откровенному безобразию! Ведь зайдя в иной дом, просто поражаешься «ангельскому терпению» родителей: дети все в доме переворачивают вверх дном, считая все вещи в нем исключительно своими; перебивают разговаривающих взрослых, причём сказать могут откровенную бестактность и даже грубость; не стесняясь посторонних, могут продолжать выяснять отношения и даже драться друг с другом. Естественно, никаких обязанностей и обязательств у них перед родителями, а следовательно, и перед чужими людьми нет. Вывод почти библейский: «Не сотвори себе кумира!», даже (или особенно!) в лице собственного ребёнка.
- «Воспитанием ребёнка должны заниматься профессионалы!». «Мы этому нигде не учились, времени у нас нет, вот на своей работе мы…» – считают некоторые родители. Как-то в одном телеинтервью одна очень известная актриса, став мамой, сказала: «Мне легче за один день отыграть два спектакля, провести репетицию, встречу со зрителями и ещё переделать кучу других дел, чем провести его, отвечая на бесконечные «почему» моего трёхлетнего сына. Но я сделала свой выбор – родила ребёнка, почему же воспитывать его должны чужие люди?! Моя карьера может подождать, ведь дети имеют одно замечательное свойство – они быстро вырастают». Я внимательно следила за судьбой этой женщины, действительно, одно время она очень редко появлялась на экране, но спустя несколько лет вернулась в новом амплуа к восторгу своих поклонников. Подлинные таланты – не забываются и не теряются! Учиться быть родителями никогда не поздно, ведь плоды этого учения могут быть самыми сладкими. И никакие успехи в карьере их, к сожалению, не заменят. В самой природе человека заложено как стремление к продолжению рода, так и к передаче своего опыта, знаний, умений своему малышу. Надо только помнить – воспитывать ребёнка надо так, чтобы жить с ним тебе самому было приятно.
Воспитатель Гребенкина И.А.