При проведении диагностики познавательного развития в старшей и подготовительной группах, дети должны нарисовать человека. Для некоторых детей – это представляет большую трудность. А ведь рисунок человека является показателем того, какое представление ребенок имеет о своем теле, о положении его в пространстве, о положении частей тела относительно друг друга и координации этих частей между собой. Схема тела напрямую связана с формированием образа «Я» и влияет и на мышление, мировоззрение, а также на психическое и психологическое развитие ребенка. Знание схемы тела, это база для словообразования, построения предложений, словоизменения, освоение чтения и письма, освоение счета.
В своей работе, как педагог-психолог, я обязательно начинаю коррекционно-развивающую работу с формирования представлений о собственном лице и теле.
Сначала изучаем лицо, смотримся в зеркало и находим глаза, нос, рот, уши. А что выше, глаза или нос? А что ниже, брови или глаза? Что находится под бровями? А что находится над губами? А еще ребятам нравится рисовать себя, а если вдруг что-то забыли, всегда можно посмотреться в зеркало или прощупать.
Знание схемы тела является очень важным для формирования пространственных представлений, сначала изучается пространство собственного тела, а затем расположение предметов относительно собственного тела (спереди, сзади, справа, слева), расположение предметов относительно друг от друга, а когда эти понятия усвоены, то ребенку будет легче освоить речь, письмо и счет.
Чтобы легче усвоить пространственные понятия, начните играть с ребенком в игры для развития схемы тела:
- «Повтори за мной»: левая рука вверх, правая рука в сторону. А дети копируют движения взрослого, называя их.
- «Право-лево»: дети выполняют инструкцию взрослого, например: «Потри правый локоть или дотронься правой рукой до кончика носа и т.д.»
- «Выше – ниже»: ребенку нужно перечислить, что находится выше носа, или ниже глаз.
- «Над – под»: «Что находится над глазами? Что находится под носом?»
Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры. Занимаясь дома с ребёнком, чаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и делайте глупые ошибки, чтобы ребенок исправлял их. Тогда вы, весело и с пользой для вашего ребенка, проведете время.
Педагог-психолог М.Ю. Зянгильдяева