Почему ребенку важно знать схему своего тела?

При проведении диагностики познавательного развития в старшей и подготовительной группах, дети должны нарисовать человека. Для некоторых детей – это представляет большую трудность. А ведь рисунок человека является показателем того, какое представление ребенок имеет о своем теле, о положении его в пространстве, о положении частей тела относительно друг друга и координации этих частей между собой. Схема тела  напрямую связана с формированием образа «Я» и влияет и на мышление, мировоззрение, а также на психическое и психологическое развитие ребенка. Знание схемы тела, это база для словообразования, построения предложений, словоизменения, освоение чтения и письма, освоение счета.

В своей работе, как педагог-психолог, я обязательно начинаю коррекционно-развивающую работу с формирования представлений о собственном лице и теле.

Сначала  изучаем лицо,  смотримся в зеркало и находим глаза, нос, рот, уши. А что выше, глаза или нос? А что ниже, брови или глаза? Что находится под бровями? А что находится над губами?  А еще ребятам нравится рисовать себя, а если вдруг что-то забыли, всегда можно посмотреться в зеркало или  прощупать.

Знание схемы тела является очень важным для формирования пространственных представлений, сначала  изучается пространство собственного тела, а    затем расположение предметов относительно собственного тела (спереди, сзади, справа, слева), расположение предметов относительно друг от друга, а когда эти понятия усвоены, то ребенку будет легче освоить речь, письмо и счет.

Чтобы легче усвоить пространственные понятия, начните  играть с ребенком в игры для развития схемы тела:

  1. «Повтори за мной»: левая рука вверх, правая рука в сторону. А дети копируют движения взрослого, называя их.
  2. «Право-лево»: дети выполняют инструкцию взрослого, например: «Потри правый локоть или дотронься правой рукой до кончика носа и т.д.»
  3. «Выше – ниже»: ребенку нужно перечислить, что находится выше носа, или ниже глаз.
  4. «Над – под»: «Что находится над глазами? Что находится под носом?»

Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.  Занимаясь дома с ребёнком, чаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и делайте глупые ошибки, чтобы ребенок исправлял их. Тогда вы, весело и с пользой для вашего ребенка, проведете время.

 

Педагог-психолог М.Ю. Зянгильдяева