Советы для родителей выпускников

Готовность  ребенка к школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Часто у старших дошкольников наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения.

Особого внимания требует:

  • Звуковая культура речи. До начала обучения в школе ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Если же по каким-то причинам ребенок 6-7 лет все еще «картавит» и «шепелявит»  ему необходима квалифицированная помощь логопеда. Последнее лето перед школой – хорошая возможность для логопедических занятий. Хотя, если подобные занятия начинать с 5 лет – результат будет значительно быстрее. Но в любом случае ребенку потребуется качественная родительская помощь. Вам необходимо будет не только строго выполнять все рекомендации и домашние задания специалиста, но и выделить для себя постановку речи ребенка как первоочередную задачу, максимально посвящая ей любую свободную минуту. Однако звуковая культура речи подразумевает не только хорошее звукопроизношение, но и интонационную культуру. Умение говорить не только правильно, но и красиво: выразительно, эмоционально, с нужной интонацией поможет ребенку не только хорошо учиться и уметь себя выгодно презентовать, но и успешно общаться. Для этого родителям необходимо внимательно следить за собственной речью, а также способствовать активному привлечению ребенка к шедеврам театрального, музыкального и высокохудожественного кинематографического искусства. Поощряйте все творческие попытки самовыражения ребенка, помогайте ему в создании собственного неповторимого и успешного имиджа.
  • Умение различать звуки речи на слух. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он может допускать ошибки при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух. Для того чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху и пр.).
  • Владение элементарными навыками звукового анализа слов. Ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность. Это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:
  1. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
  2. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли- (на), ка-ран- (даш), кар-тош- (ка) и др.
  3. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
  4. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.) Назови последний звук в словах.
  5. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] — [л] –[о] –[ н].
  6. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
  7. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).
  • Состояние словарного запаса. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи (включая наречия,  сочинительные и подчинительные союзы и пр.) Должны присутствовать в словаре и обобщающие слова (птицы, овощи, животные и пр.). Но особенно важно  умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, точно и ясно выражать свои мысли. Чаще обращайте внимание ребенка на многообразие окружающих его предметов и явлений. Увиденное на картинке ребенок может с первого раза и не запомнить, а вот увиденное «вживую» — запомнит почти наверняка. При этом обязательно подробно расспрашивайте ребенка об увиденном.
  • Сформированность грамматических систем. То есть овладение закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением понимают изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам...). При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны. Для развития данных систем чаще читайте детям книги независимо от того, умеет ваш ребенок читать или нет. Чтение книг родителями, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию книги, по иллюстрациям – стимул для овладения родным языком, а также для положительного отношения к чтению.
  • Владение связной речью. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом. Необходимо добиваться полных ответов на  вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно что-либо объяснил.  Для развития связной речи очень важно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». Слушать его необходимо с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов. Важно научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение и рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования. Можно использовать с этой же целью и простейшее моделирование, когда каждому персонажу присваивается особый  символ определенного цвета и формы (например,  круг белый – положительный герой, круг черный – отрицательный). С помощью этих символов составляются картинки, соответствующие основным эпизодам рассказа.

Подготовка ребенка к школе с точки зрения полноценного развития всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем. Удачи Вам и Вашим детям!

Воспитатель подготовительной группы 29 Гребенкина И.А.