Учимся говорить...

Заканчивается удивительно жаркий май, а вместе с ним завершается работа над проектом «В страну правильной речи» в нашем детском саду. Целью проекта являлось создание условий для речевого развития на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. Идея проекта была подсказана вполне объективными жизненными обстоятельствами: с каждым годом, как отмечают и  педагоги, и родители, ухудшается общее развитие речи детей. При этом примерно на одинаковом уровне держится процент как очень хорошо «говорящих» детей, так и тех, кто испытывает серьезные затруднения. А вот так называемая «золотая середина» стала развиваться значительно хуже, чем их сверстники лет 10-15 назад. Причин данного «регресса» много: повышенная занятость родителей и невозможность уделять достаточное внимание развивающим занятиям с ребенком; замена живого общения компьютерным; негативный пример СМИ,  увеличение количества врожденных патологий, влияющих на развитие речи; и т.д.
Проанализировав ситуацию речевого развития воспитанников нашей группы, мы пришли  к выводу, что у ребят недостаточно развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Многие дети затруднялись отвечать на вопросы и задавать их, испытывали трудности при высказывании. Их речь была недостаточно эмоциональна,  выразительна, плохо слышимая и непонятная для окружающих. Таким образом, при работе над проектом мы выделили как первоочередные следующие задачи — способствовать: овладению речью как средством общения и культуры;  формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; активизации развития речевого творчества; развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Среди методов развития речи мы в большей степени использовали словесные и практические. Важную роль в развитии речи детей имеет развивающая среда. Мы старались объединить в этом вопросе усилия всех участников образовательного процесса: постоянно обновляли книги в книжном уголке, проводили выставки, стимулировали интерес к художественной литературе чтением новых интересных произведений с яркими иллюстрациями. Организовывали их обсуждение.
Дети охотно высказывали свое мнение о прочитанном. Спорили, учились аргументированно доказывать свое мнение. Ребята регулярно приносили из дома свои любимые книги, с удовольствием рассказывали о них, а умеющие читать зачитывали наиболее интересные моменты.
С удовольствием участвовали в разнообразных викторинах и конкурсах, сами придумывали новые загадки и интересные вопросы.
Также нравилось детям знакомиться с различными пословицами и поговорками, фразеологическими оборотами, объяснять их значение.
Особое место в речевом развитии занимает обсуждение произведений на морально-нравственную или злободневную тему.  В этом случае важность ситуации помогает ребенку выбрать нужную интонацию, правильные слова, избавляет от скованности.
Для обучения детей пересказу мы часто использовали прием моделирования. Дети учились пересказывать по готовой модели,сами придумывали и рисовали модели, а затем рассказывали по ним.А также много сочиняли историй и сказок по заданной модели.
Важную роль в формировании связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи играет художественное творчество.
Мы с ребятами не только рисовали иллюстрации к сказкам, но и лепили полюбившихся сказочных героев, придумывая для них новые приключения. Очень понравилась детям веселая игра «Закорючки» — когда из маленькой закорючки надо дорисовать рисунок и придумать короткую историю или сказку с ней связанную. Художественное творчество также оказало большое влияние на формирование адекватных эмоциональных высказываний, посвященных красоте родного края. Также ребята увлеченно сочиняли рассказы о своих постройках из «Лего» и других видах конструкторов.
В формировании звуковой и интонационной культуры большую помощь нам оказали музыкальные и литературные дидактические игры, а также подвижные игры, театрализованные выступления.
 Вместе с ребятами мы изучали мир эмоций и значение каждой из них для человека.
 Но результат оправдывает затраченные средства: все дети умеют выгодно себя представить, пусть и с большой предварительной подготовкой.
Активную помощь в работе над проектом нам оказывали родители наших воспитанников. Они охотно принимали участие в обсуждении проблемы развития правильной речи детей, приносили в группу новые интересные книги, игры, фотографии, пособия для развития речи. Помогали детям в составлении рассказов, придумывании сказок, вопросов, загадок. Оказывали помощь в оформлении рисунков, плакатов.
Таким образом, подводя итоги работы над проектом можно сделать вывод, о его успешном результате. На сегодняшний день все дети владеют речью как средством общения и культуры. Адекватно употребляют связную диалогическую и монологическую речь. Умеют выгодно себя презентовать. Активно используют в повседневной жизни речевое творчество.

Гребенкина И.А., Борноволокова Е.В.